+7 345 259-30-06   ⋅   Тюмень

Частые «антиотмывочные» нарушения аудиторских компаний в 2023 году

4 апреля

Аудиторские компании — субъекты 115‑ФЗ. Однако некоторые организации даже не знают, что должны соблюдать требования «антиотмывочного» закона. Из-за этого при проверках выясняется, что аудиторы допускают нарушения в сфере ПОД/ФТ.

Недавно Казначейство опубликовало обзор правоприменительной практики за 2023 год в отношении аудиторских компаний, которые оказывают услуги общественно-значимым организациям на финансовом рынке. Рассказываем, как ведомство контролирует их работу и какие нарушения чаще всего выявляет.

Как Казначейство контролирует работу аудиторов

  1. Проводит профилактические мероприятия: анкетирует сотрудников компании, обобщает результаты анкетирования и доводит их до организации.

  2. Объясняет аудиторской компании требования 115‑ФЗ.

  3. Проводит контрольные мероприятия: предостерегает организацию о риск-факторах, которые выявила во время дистанционного наблюдения.

  4. Проводит контактную проверку: комиссия приезжает в компанию и проверяет на соблюдение требований ПОД/ФТ.

Казначейство, как и СРО, использует риск-ориентированный подход. Каждой аудиторской компании ведомство присваивает уровень риска нарушения требований законодательства: высокий, повышенный, умеренный и низкий. От него зависит вид контрольных мероприятий.

Так, для организаций с высоким уровнем риска Казначейство проводит плановые и внеплановые выездные проверки. Для повышенного уровня риска — плановые проверки в виде документарных или выездных проверок. Для умеренного уровня риска — информирует о возможных нарушениях, а для низкого уровня риска контрольные мероприятия не проводятся.

Контактная проверка Казначейства: к чему готовиться

Во время выездной проверки сотрудники комиссии от Казначейства вправе получить персональные данные сотрудников и клиентов аудиторской компании, доступ к банковской, коммерческой, служебной и другой тайне, а также к учетно-операционной информации, файлам на рабочих компьютерах и других носителях. 

Все данные сотрудники комиссии могут просматривать и копировать на свои флеш-носители. При этом вносить в них корректировки и распространять полученную в ходе проверки информацию они не имеют права. В ином случае должностных лиц привлекут к ответственности.

Нарушения 115‑ФЗ, которые часто допускают аудиторы

Согласно обзору Казначейства, основная причина нарушений аудиторских организаций в сфере ПОД/ФТ заключается в том, что они не знают требования 115‑ФЗ или не следят за изменениями в законе. Основные нарушения:

  1. Не проверяют клиентов по спискам террористов и экстремистов.

  2. Не проводят идентификацию клиентов с присвоением уровня риска совершения операций в целях отмывания доходов.

  3. Не актуализируют рабочий документ «Правила внутреннего контроля и не следят за изменениями в законодательстве, из-за чего проводят проверку по неактуальным требованиям.

  4. Не регистрируются в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

  5. Нарушают порядки и сроки предоставления в контролирующие органы информации о проверках клиентов.

Почему важно соблюдать требования 115‑ФЗ: объясняет эксперт Контур.Призмы

Проводить внутренний контроль в компании — обязанность каждого субъекта 115‑ФЗ, в том числе аудиторских компаний. Важно понимать, что от него зависит не только безопасность компании, но и всего государства, поэтому считать малозначительными правонарушения в области ПОД/ФТ нельзя.  

Если компания не выполняет требования 115‑ФЗ или выполняет их с ошибками, ее работу могут приостановить. В худшем случае контролирующие органы закроют компанию-нарушителя, что приведет к потере бизнеса и денег. 

Источник: https://kontur.ru/prizma/news/50554-antiotmyvochnye_narusheniya_auditorskih_kompaniy


Другие новости

18 ноября

Теперь отправленные отчеты, входящие требования и сверки можно искать не только по названию, но и по коду из классификатора налоговых документов.

18 ноября

В Контур.Экстерне появилась массовая печать карточек граждан, подлежащих воинскому учету (форма 10), а также возможность указать или изменить данные сразу у нескольких сотрудников.

18 ноября

В сервисе появилась возможность заполнить и отправить заявление о возмещении расходов на дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами (сообщение 120).

15 ноября

Фокус открыл новый тариф «Экспресс», разработанный специально для малого и микробизнеса. С ним компаниям и ИП по доступной цене будет открыта вся необходимая информации для быстрой и объективной оценки контрагентов.